Плюсы и минусы обучения за рубежом
Ученье – свет, а неученье – тьма. Без знания иностранных языков в современном мире не обойтись. Они нужны для поездок в загранстраны, для чтения специальной литературы, для работы в иностранных компаниях.
Дошло до того, что даже уборщица в какой-нибудь солидной компании обязана неплохо владеть иностранным языком. Хотя бы один иностранный язык знать стоит. Как говорил Гете: «Кто не знает чужих языков, тот ничего не знает о своем». Впрочем, сейчас речь не о том «чему», а о том, где и как выгодней учиться – в Беларуси или за границей? О втором варианте сегодня мечтают многие «потенциальные студенты», но здесь есть свои положительные и отрицательные стороны.
Если говорить коротко, то престиж – это «плюс» учебы за рубежом, а дороговизна – «минус». Но на самом деле здесь ещё много нюансов. Один из них – проживание в чужой стране с другим менталитетом, часто по законам, отличающимся от законов родной страны.
Предположим, что у вас есть достаточно средств, чтобы отправиться изучать какую-либо дисциплину за границей. Для начала будьте готовы к тому, что вас будет окружать абсолютно чужой народ, речь которого для вас, возможно и не «китайская грамота», но, всё же, чужая. Многое из того, что говорят вокруг, будет непонятно и это вызовет некоторый дискомфорт: часто будет казаться, что говорят именно о вас и не всегда хорошее. Плюс ситуации в том, что непременно захочется по-быстрому выучить язык этой страны.
Вторая распространенная трудность ─ тоска по родине, по родным и друзьям. Это чувство становится знакомым только тогда, когда надолго покидаешь родину. Для некоторых оно становится настолько невыносимым, что они бросают учебу и возвращаются домой. Поэтому необходимо четко осознавать цель визита за рубеж и стремиться ее достичь, несмотря на все трудности.
Чем же лучше учеба за рубежом?
Считается, что за границей образование лучше. Сейчас любой солидный работодатель мечтает взять на работу человека с дипломом европейского образца, признанным мировым сообществом. Тогда как мечта студента ─ демократичная организация учебы, свободный и качественный (библиотеки, большой выбор литературы, Интернет) доступ к нужной информации и международное общение ─ это дает учеба за рубежом. Кроме того, это отличная возможность проверить свою самостоятельность, получить «уроки жизни», расширить кругозор.
Многие, кто уже прошел обучение за границей, отмечают, что обучение на любых факультетах, кроме факультетов иностранного языка, дается очень трудно, потому что в наших школах и ВУЗах учат совсем по-другому. Говорить, учиться и общаться придётся на том диалекте, виде или даже жаргоне языка, на котором говорит местное население, тогда как в наших учебных заведениях обучают только чистому литературному языку. Но ведь и наш народ не говорит в быту на чистом литературном русском или белорусском.
А что о европейском образовании говорят белорусы?
Светлана, училась в ВУЗах Беларуси, Швейцарии, Англии. "К плюсам я могу отнести существование богатых библиотек, которые позволяют хорошо прорабатывать предметы. Также в Европе наука в своем развитии опережает белорусскую на несколько шагов. Важно, что студент может работать над тем, чем хочет, заниматься той темой, которая ему нравится. На Западе больше зависит от личности, талантливый человек сразу замечается преподавателями, и ему помогают реализовать себя (получить стипендию, написать докторскую). Но в разных странах есть свои особенности. В Швейцарии профессора проще в общении, нежели чем в традиционной Англии. Образование в Европе поставлено так, что студенты постоянно пишут работы, а у нас пишут очень мало. В Оксфорде, например, все экзамены письменные. Это большой плюс, потому что люди начинают хорошо писать, излагать свои мысли. Если ты находишь стипендию, то на нее можно жить (стипендию надо попросить, принести документы). В Европе образование бесплатное в принципе, а вот в Англии на обучение очень высокие цены. Правда, в Европе есть взносы за пользование библиотекой, интернетом, это примерно 500 евро в семестр. Существенных минусов я не могу привести, особенно если сравнивать с образованием в Беларуси".
Вероника, училась в ВУЗах Беларуси, Швейцарии, Бельгии. "К плюсам образования в Европе могу отнести следующее: обучение доступное иностранным студентам, даже и на английском, помогают стипендиями, особенно студентам из небогатых стран, стараются учесть все особенности культуры многонацональной группы. Минусом образования вне родной страны является наличие барьеров: люди из разных стран и культур учатся в одной группе, поэтому могут возникнуть проблемы взаимопонимания между людьми, также разные уровни образования в стране происхождения и разные академические навыки. И разный акцент английского, от этого также бывают сложности в понимании".
Илья, студент Генуэзского университета в Италии (специализация – иностранный язык для предприятий). "Я не могу сравнивать свою учебу в Италии с учебой в белорусских ВУЗах, но могу поделиться своими впечатлениями. Обучение длится пять лет: 3 года на бакалавра + 2 года на магистра, посещаемость не обязательна, но рекомендуема. Есть основные предметы, есть предметы, которые ты можешь заменить на более интересные или по твоим способностям. Радует наличие беспроводного Интернета в любом уголке университета, два компьютерных зала. Общение с учителями – на «ты», что значительно упрощает коммуникацию. Есть 3 сессии в году – можешь сам выбирать время сдачи экзамена. На моём факультете очень много студентов почти со всех материков. Все студенты равны в своих правах – как между собой, так и с профессорами. Все очень открыты. Профессора оставляют свои телефоны, емейлы, по которым с ними всегда можно связаться по вопросам учебы. Также есть служба, которая занимается рассылкой работ на лето по твоей специальности: мне на емейл 2 раза в месяц приходит список вакансий (например, в сентябре будет паралимпийский чемпионат, можно поработать и там: проживание и питание за счет организаторов). Очень много языков для изучения, помимо основных – польский, португальский, русский, арабский, датский. Не случайно Скорина учился в Италии! :-)
Однако есть и свои минусы. Ты должен сам за всем следить! Домашнее задание, расписание занятий профессора размещают на своих страницах в Интернете. Если ты не посмотрел, то завтра можешь прийти к закрытой двери – профессор уехал на конгресс. Лекции идут не подряд, между ними бывают перерывы до 3-х часов. Книжки для учёбы платные. Некоторые профессора учат только по своим книгам, которые надо купить, иначе не сдашь экзамен. Так, один наш преподаватель разбил свои лекции на 3 книги и спрашивает по всем трем соответственно. Цена книг может доходить до 45 евро! Иногда залы для лекций не вмещают нужное количество студентов: в зал на 40 человек приходит 100. И еще очень жарко летом!"
Таким образом, заставлять вас ходить на лекции и учиться никто не будет, вы сами будете искать литературу, готовиться к занятиям и экзаменам, если вы взрослый и ответственный человек. Захотите – станет ваша учеба за рубежом тем самым «светом» в дальнейшей жизни. Но и на родине, при желании, вы тоже не будете «тёмным».
Рекомендовать:
Моя подруга училась за границей. На тот момент ей самой было 17, а вместе с ней учился 35-летний мужчина :)
Никогда не поздно
Ну и еще один, может быть, важнейший момент: все завязано не на воспроизведении информации, а на ее применении. например: никогда не будет поставлен вопрос как "что такое система Х, или чем отличается Х отY? ?" а будет дана ситуация, которую требуется разрешить при помощи системы Х (или не Х, а может как раз Y?-это решать Вам:)) т.е. тупая зубрежка не прокатит: материал нужно именно понимать.
В Европе люди поступают в ВУЗы не потому, что так надо, а потому, что сами хотят стать специалистами в той или иной сфере - т.е. выбор осознанный, взвешенный.
Да, качество как раз не столько в уровне подготовки (при желании и у нас можно стать высококлассным спецом), а в ответственности перед своим профессиональным будущем. Много ли у нас людей, которые работают по специальности? Т.е. пять лет, считай, тратят впустую. А в Европе после школы человек может работать и, кстати, зарабатывать, если он еще не созрел для учебы, а потом, уже зная конкретно чего он хочет, поступать куда ему надо.